Цель:
- поддержать у детей праздничное настроение от встречи со школой;
- создать настрой на учебную деятельность.
Оборудование:
- электронная презентация к уроку
- компьютер
- проектор
- экран
- телеграммы
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Если ты с утра проснулся
И увидел за окном:
Все нарядны и с цветами,
И веселья полон дом;
Если видишь: по дороге
Много школьников идет –
Значит, наступила осень,
Начался учебный год.
Для миллионов детей сегодня большой праздник - День знаний. Я рада встрече с вами.
Ты сегодня - третьеклассник!
В этот день осенний
Безмятежно и прекрасно
Будет настроение!
Ребята, мне приятно вас видеть повзрослевшими, поумневшими. Поздравляю вас с началом нового учебного года и желаю успехов в учебе. Желаю, чтоб третий год школьной жизни стал для вас интересным и поучительным. Преодолевайте еще одну ступеньку школьной жизни, работайте, исследуйте, узнавайте, мечтайте! Будьте почемучками, никогда не спотыкайтесь о трудности!
Сегодня вас поздравляют все: мама с папой, бабушка с дедушкой, тети и дяди, учителя. А нам пришли телеграммы. Попробуйте догадаться, кто вас поздравляет.
(Учитель зачитывает телеграммы. После того как дети отгадают автора телеграммы - вывесить портрет этого героя.
1. Я желаю от души
Вам здоровья, малыши!
Чтоб прививок не боялись,
Ежедневно закалялись,
Чтоб не мучил вас бронхит.
Добрый доктор... (Айболит).
2. Я желаю вам в подарок
Получить огромный торт,
Шоколад и печенье,
Мармелад и варенье,
Становиться толще, выше,
Жду от вас ответ на крыше. (Карлсон.)
3. Я хочу вам пожелать
Лишь 12 получать,
Книжки добрые любить,
С математикой дружить.
От лица Пьеро, Мальвины
Ваш дружище... (Буратино)
- И последняя телеграмма. Странная она какая-то, недобрая. Ну-ка, ребята, определите, кто ее отправил, потому что она почему-то не подписана:
Пусть для вас учебный год
Только гадости несет!
Получайте только двойки,
Очень редко можно - тройки,
Бейте окна и витрины,
Не ходите в магазины,
Затевайте больше драк.
Привет, Старуха... (Шапокляк).
Ребята, вы проучились в школе два года. И очень часто к нам на уроки залетала Мудрая Сова
Вот и сегодня она опять у нас в гостях и хочет проверить, не все ли вы забыли за время каникул и приготовила для вас что-то интересное. Сова приглашает нас на урок.
Вопросы в задании «Подумай и ответь»:
1. Маша гостила в деревне неделю и 5 дней. Сколько дней гостила Маша в деревне? (1 неделя = 7 дней
7 + 5 = 12 дней )
1. Что тяжелее 1 кг ваты или 1 кг соли?
( 1кг ваты и 1кг соли равны, т.к. все они весят по 1кг)
2.На столе лежит яблоко. Его разделили на 4 части. Сколько яблок лежит на столе?
(1 яблоко)
3. Ты да я, да мы с тобой. Много ли всего?
(Двое)
«ГОРЫ ЧИСЕЛ».
- Давайте посчитаем.
Бежал раз зайчик вдоль равнин
И зайчик значит был… /один/.
К нему зайчиха прибежала,
Тогда всего… /два/ зайца стало.
Еще один к ним сел, смотри!
Теперь уж зайцев стало… /три/.
Мчит новый заяц: “Путь мне шире!”
Ну, стало быть, их уж … / четыре/.
Ба! Вот бежит один опять –
Теперь уж зайцев стало…/пять/.
Спешит еще один из рощи –
Так, значит… /шесть/, чего же проще.
Тут прибежал еще косой –
Так зайцев… /семь/, ведь он седьмой.
К ним одного еще попросим
Тогда всех зайцев будет… /восемь/.
Прыг, новый заяц: “ В сборе все ведь?”
Он их спросил: “ Так нас тут… /девять/?”
“Да, девять, - молвят те в ответ.
Но вожака все нет, как нет”.
А тот бежит болотце месит,
Примчал и молвит: “Нас тут… /десять/.”
- Так сколько всего стало зайцев? /10/
Вопросы с подвохом ( т.е. хитрые вопросы)
1.Зачем во рту язык?
(За зубами)
2. Какой ключ не бьёт и не отмыкает?
(Скрипичный)
3. Под чем лежит заяц?
(Под своими ушами)
Вставь подходящее по смыслу слово.
1. Хитра как …
(Лиса)
2. Болтлива как …
(Сорока)
3. Нем как …
(Рыба)
Третий лишний. (Из трех слов нужно назвать лишнее)
Пасмурно ненастно ясно
(ясно)
Учитель: Почему выбрали слово ясно?
(Слова пасмурно и ненастно говорят о плохой погоде, а слово ясно – о хорошей)
Гусь гусыня гусеница
(гусеница)
Учитель: Почему выбрали слово гусеница?
(Слова гусь и гусыня обозначают птиц, а гусеница к птицам не относится)
Море морщины морской
(морщины)
Учитель: Почему выбрали слово морщины?
(Слова море и морской связаны с водой, а морщины бывают у человека на лице)
Учитель. Мудрая сова приготовила для вас загадки. Давайте их отгадаем.
Загадки
1.В ярком платьице модница–
Погулять охотница.
От цветка к цветку порхает,
Утомится – отдыхает.
(Бабочка)
2. Как снег бела,
Как сажа черна,
Вертлява, как бес,
Повертелась да в лес.
(Сорока)
3. Два рога – не бык,
Шесть ног без копыт,
Летит – так воет,
Сядет – землю роет.
(Жук)
Учитель. Русский язык очень многогранный. В нем, вы знаете, есть мудрые и точные выражения, которые называются пословицами. Вот мы сейчас и узнаем, знаете ли вы их. Дополни пословицу.
Составь пословицу
1. Тише едешь,
( дальше будешь.)
2. Что написано пером,
(того не вырубишь топором.)
- Семь раз отмерь –
(один раз отрежь.)
Учитель. Все вы любите сказки. Сейчас, ребята, вам предстоит назвать сказку по ее героям. Будьте внимательны.
Из какой сказки?
1. Царь, три сына, стрела, болото, лягушка.
(«Царевна-лягушка»)
2. Царь, три сына, Иванушка, конёк-горбунок, царевна.
(«Конёк-горбунок»)
3. Злая мачеха, две дочери, дед мороз.
(«Морозко»)
Учитель. Молодцы, ребята! Вы с честью выдержали все испытания, которые вам подготовила Мудрая Сова. И вот еще одно задание – отгадайте загадки:
Новый дом несу в руке,
Двери дома на замке,
А живут в доме том
Книжки, ручки и альбом.
Зимой в школу он бежит,
А летом в комнате лежит,
Но только осень нарастаёт,
Меня за руку он берёт.
Портфель
-Ребята, а за лето вы не забыли, что у вас должно быть в портфеле?
-Послушайте стихотворение.
Портфельчонок
В лесу живет Лесовичок,
Есть в каждом доме Домовой,
В часах живет Часовичок,
В воде, конечно, Водяной.
Любой из них известен нам.
И каждый - мастер в своем деле.
Пожалуй, нам пора узнать:
А кто живет в портфеле?
Наверно, там живет Портфельный,
А может, Портфельчонок -
Знаток секретов, школьных дел
Мальчишек и девчонок.
-Портфельчонок похож на хозяина своего жилища-портфеля. И фамилия у него соответствующая - Грязнулькин или Чистюлькин, Растеряшкин, Забывалкин или Порядкин, Конопушкин, Бутербродиков, Тихонин или Шумилин и т.д. Правда, некоторые меняют фамилию каждый день в зависимости от настроения. Вы все очень творческие ребята, попробуйте нарисовать портрет того, кто живет в вашем портфеле. (Делаем выставку)
Учитель. Наш урок я хочу закончить словами стихотворения:
Третий класс! Дружище, будь
Терпелив и стоек!
И учись не как-нибудь -
А учись без двоек!