Тема: Уравнения на нахождения неизвестного множителя. Усвоение таблицы умножения и деления
Цель: ознакомить с решением уравнений на нахождение неизвестного множителя; повторить изученные случаи умножения; развивать логическое мышление, учить анализировать предложенную задачу, выделять главное, логически строить план решения; воспитывать культуру общения, внимание, наблюдательность, интерес к предмету, наблюдательность.
Оборудование: пожелание на доске, большой цветик – семицветик, учебник математики Богданович М. В., карточка написания цифры 7 в клеточке, краткое условие задачи.
ХОД УРОКА
І. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Прозвенел звонок для нас.
Все вошли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда!
Мы начнем урок, друзья!
ІІ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
1. Устный счет
Учитель читает простые задачи.
1)Коля подтянулся 14 раз, а Саша в 2 раза меньше. Сколько раз подтянулся Саша?
2)Вася решил 14 примеров, а Миша на 4 меньше. Сколько примеров решил Миша?
3)Таня съела 12 слив, а Оля на 3 больше. Сколько слив съела Оля?
4)Юра собрал 6 ведер картошки, а папа в 3 раза больше. Сколько ведер картошки собрал папа?
5)расположи числа в порядке возрастания: 28, 35, 42, 14, 21, 49, 63, 56.
2. Каллиграфическая минутка
- Послушайте загадку и определите, какую цифру будем писать:
Как-то вечером к медведю
На пирог пришли соседи:
Еж, енот, барсук, косой,
Волк с плутовкою лисой.
А медведь никак не мог
Разделить на всех пирог.
От труда медведь вспотел,
Ведь считать он не умел!
Помоги ему скорей,
Посчитай-ка всех зверей! (7)
- А вы знаете, что особым почетом и уважением в древности была окружена семерка. Это волшебное число широко использовалось в мифах, сказках. Число 7 символизирует тайну.
- А что вы знаете о цифре 7?
- Где вы с ней встречались? (7 цветов у радуги, 7 гномов, 7 дней в неделе, 7 нот, Цветик – семицветик)
Сколько в радуге цветов,
Дней недели у китов,
Гномиков у Белоснежки.
Братьев близнецов у пешки.
Но, это знают даже дети, что 7 чудес на белом свете.
Разобраться в этом всем
Нам поможет цифра 7. (Учитель показывает цветик – семицветик.)
- У меня в руках цветик – семицветик. А где вы с ним встречались?
- Правильно. Он сегодня будет нам помогать. Но будет помогать только тем, кто будет стараться, будет внимательным и прилежным.
- А какие волшебные слова надо сказать, чтобы выполнилось наше желание?
(Лети, лети, лепесток
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели.)
ІІІ. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
Учитель отрывает первый лепесток
- Вели, чтобы мы оказались в городе «Умножения» (Учитель вывешивает карточку «Умножение»)
- Как зовут жителей этого города? (Множитель, множитель, произведение.)
- Сегодня мы продолжим работать с таблицей умножения и познакомимся с решением уравнений на нахождение неизвестного множителя.
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа с учебником.
- Задание 291. (устно)
- Давайте еще раз повторим волшебные слова и начнем работать. (Учащиеся отрывают лепесток у семицветика и проговаривают волшебные слова.)
- К каждому примеру на умножение, составьте два примера на деление.
- Задание 292. (устно)
- Закончите вычисление.
- Что получим, если произведение разделим на один из множителей?
2. Работа над новым материалом.
- Вели, чтобы мы научились решать уравнения. Учащиеся отрывают лепесток у семицветика и проговаривают волшебные слова.
- Неизвестное число умножили на 4 и получили 28. найди неизвестное число.
- Как будем решать? (обозначим неизвестное число буквой х. Тогда можно составить уравнение: х*4=28. В нем неизвестное - множитель. Найдем его: х=28:4, х=7. Неизвестное число равно 7. )
- Решите уравнение 7*х=35. (у доски)
3. Первичное закрепление.
- Задание 295. (комментированное решение)
4. Физкультминутка
- Вели, чтобы мы немного отдохнули. Учащиеся отрывают лепесток у семицветика и проговаривают волшебные слова.
Поворачиваем голову влево, вправо, вперед, назад.
Как березонька стройна,
Стала стройною спина.
А теперь все подтянулись
И друг другу улыбнулись.
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ
1. Решение задач.
- Вели, чтобы мы решили задачу. Учащиеся отрывают лепесток у семицветика и проговаривают волшебные слова. Дети читают задачу, составляют краткую запись,
Ширина реки – 20м

Левый берег – 6м } ?
Правый берег ?, в 3 р. б.
- Что надо знать, чтобы найти сумму? (Слагаемые).
- Сколько слагаемых в задаче? (Три).
- Известно ли первое слагаемое? (Да).
- Чему оно равно? (20)
- Известно ли второе слагаемое? Назовите его? (Да. 6.)
- Известно ли третье слагаемое? (Нет)
- Что сказано о нем? (Что оно в три раза больше, чем второе.)
- Можно ли найти второе слагаемое? (Да)
- Каким арифметическим действием? (Умножением.)
- Сколько действий будет в задаче? (Три.)
- Назовите слагаемые. (6, 20, 18)
- Решите задачу самостоятельно.
2. Самостоятельная работа
- Задача 298.
- Вели, чтобы дети поработали самостоятельно. Учащиеся отрывают лепесток у семицветика и проговаривают волшебные слова.
- Решите задачу.
VІ. ИТОГ УРОКА
Отгадайте загадку:
Нас 7 братьев:
Годами равные,
Именами разные.
Кто мы?
- Назовите по порядку дни недели.
- Назовите седьмой день недели.
- Что вы делаете в этот день?
- Вот и нам пришла пора отдохнуть и проанализировать свою работу.
- Какая у нас была цель на уроке?
- Выполнили мы ее?
- Для чего надо выучить таблицу?
- Посмотрите в свои тетради и оцените. Как вы работали на уроке? Были трудности?
- Если у вас се хорошо получалось и вы со всеми заданиями справились, покажите веселый смайлик. Если были трудности – серьезный смайлик. Если остались вопросы – грустный. (Далее учитель сам оценивает работу и выставляет оценки)
- У нас остался один лепесток.
VІІ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
- Вели, чтобы дети записали домашнее задание. Откройте стр.47 задача 296. Примеры 299.